Как возникла эта серия из 5 картин - «ЕВРОПА - ПОСЛЕДНИЕ 300 ЛЕТ»?
Как возникла эта серия из 5 картин - «ЕВРОПА - ПОСЛЕДНИЕ 300 ЛЕТ»? "Лето прошлого года было жарким, душным, как Вы помните. Я стоял у окна своего офиса на улице Герцена, в самом центре Москвы (сейчас это Большая Никитская) и смотрел, как солнце освещает синюю тучу над высотными домами на Новом Арбате. Я довольно успешно занимался тогда коммерческим дизайном, но при этом… ВОПРОС: Что такое «коммерческий дизайн»? ОТВЕТ: Когда из 10 человек 9 говорят «нравится», но знаешь, что для тебя это был компромисс — ради денег, конечно. Внутри была пустота, горечь даже… Пусть лучше один из ста скажет «мне нравится» — но будешь внутренне убежден, что вещь сделана честно. И этот один и есть тот, для кого делаешь… Была пятница, все на даче, впереди два дня выходных. Под «Сингапур» Тома Вейтса я медленно ехал по Тверскому бульвару в сторону Пушкинской площади, думая там зайти где-нибудь поесть, потом купить фильм в киоске в переходе и спокойно провести вечер дома — с красным вином, хорошим фильмом. Начиналась гроза, первые капли ударили в пыль; с возбужденной толпой я спустился в переход… ВОПРОС: От Макдональдса к Пушкину? ОТВЕТ: Да,— старухи торговали цветами, какие-то девчонки толпой бежали прятаться от дождя, в стеклянных ларьках что-то непрерывно покупали и продавали, отовсюду неслась музыка, красивая девушка в майке на загар шла навстречу, в углу спали бомжи… И вдруг — исчез звук, я перестал слышать… Я увидел — именно так это будет выглядеть после моей смерти. ВОПРОС:…смерти? ОТВЕТ: Ничего не изменится — старухи будут продавать цветы, бомжи будут сидеть на газетах, будет двигаться та же (другая) толпа… ВОПРОС: Весело…Но это будет после смерти каждого из нас. ОТВЕТ: Парадокс в том, что веришь в смерть любого вокруг, но не веришь в свою… Я медленно шел по этому переходу, группа каких-то девушек прихорашивалась и красилась после дождя, а одна из них оказывается что-то давно говорила мне, и я, видимо, кивал в ответ. Подумав на секунду, что, может быть, это мне сейчас и надо, я, как во сне на яву, рассматривал этих девушек с Тверской. Рядом в белые пластиковые вазы с цветами женщина доливала воду, загорелый бородатый старик чистил воблу. Глянцевая чешуя плыла по черному мокрому полу. Метро выдыхало липкий, полуобнаженный поток, грохотала музыка, тинэйджеры стояли с банками пива… Да, так все это и будет выглядеть… И тут я спросил - или услышал вопрос (как не смешно это звучит) — а что, собственно мне надо в жизни? Деньги? Карьера? Дети? Секс? Путешествия, страны? Да… но тогда, как мишень на стрельбище, встает второй вопрос — а есть что-нибудь за душой, важное… Ради чего живет это тело - работает, бреется, тренируется, — или я просто потребитель стейков, штанов, зимней резины и т. д. Я купил фильм — Джармуша, кажется; не торопясь приехал домой. Из еды был только хлеб; виски или водку пить в жаркий вечер не хотелось, а заехать за каким-нибудь «Шато…» я забыл. Поздним июльским вечером я сидел у открытого окна на кухне, смотрел на не спящий город и — стал не спеша делать эскизы… Все сложилось само собою. Утром, побрившись, я поехал в свою студию — суббота, никого не было. С ясной, спокойной методичностью застелил полкомнаты полиэтиленом, загрунтовал холст… ВОПРОС: И начали писать? ОТВЕТ: Любая способность человека — это состояние нервной системы… Надо только эту минуту почувствовать. Один солнечный день, ночь и… ВОПРОС: Это как штурм Бастилии? ОТВЕТ: Нет, взятие…"
|