Борис Лаврентьев о серии "ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ ОБ ЭТОМ?"

КАК ВОЗНИКЛА ЭТА СЕРИЯ

"ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ ОБ ЭТОМ?"

 

ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ ОБ ЭТОМ?_автор Борис Лаврентьев

Коллекционер из Берлина, в собрании которого около 400 картин – а собирает он современное искусство и преимущественно портреты, – решил заказать пять работ. Необычность заказа удивила с самого начала: ему нужны были портреты в моей специфической технике – холст, листы партитур, акрил. Может быть это не скромно, но как сказать иначе, если так было? Проблема состояла в другом: чьи это будут портреты - не известно. Как подписать контракт, где оговорены сроки и технические детали, но при этом даже не представляешь чьи лица увидишь? Да, я не согласился бы на портреты одиозных личностей вроде Геббельса, но и просто сказать «нет» было глупо. Тем более портреты не исчезнут в закрытом собрании миллионера, а планируется показать их сначала в Берлине, а потом в Нью-Йорке. И в контракт я добавил коротенький пункт, что в праве отказаться от портретов антипатичных мне персонажей. В предложенном списке, однако, были Кира Найтли и Мария Шарапова, безусловно они вызывали симпатию. Кому-то может показаться странным, но я не знал, кто такие Грейс Келли и Бар Рефаели, но увидев довольно приятные женские лица, согласился.

Дальше наступило самое интересное. Поскольку ни одна из героинь не позировала в реале – думаю это стоило бы немецкому коллекционеру фантастических денег, а Грейс Келли уже 20 лет как разбилась на машине при неясных обстоятельствах – то фото этих девушек я увидел в Интернете, точнее – море фото. Что выбрать? Какой портрет наиболее соответствует судьбе каждой героини, её менталитету, тому, что буддисты называют словом «путь»?

И я погрузился в мир их судеб, этих пяти совершенно разных женщин - и по возрасту, и по мировоззрению, и по сделанному в жизни. Кейт Мосс, английская топ-модель; Грейс Келли, американская актриса, ставшая в Европе княгиней Монако; Бар Рефаели, еврейская топ-модель; Кира Найтли, английская актриса; Мария Шарапова, русская теннисистка. Зная историю их жизней, я искал след поступков в их лицах, счастье или печаль в глазах, сожаление или радость в морщинке меж бровей или в улыбке. Взгляд кино-дивы, объём груди чтобы стать топ-моделью, пот тренировок чтобы трижды победить в Большом шлеме… Пять разных женщин. Я думал о профессиональной стороне задачи, какой цвет наиболее соответствует какому имиджу, какие нотные листы использовать? Насыщенные партитуры Дон-Жуана Моцарта несли экспрессию, а визуально-лёгкие Шопена некую холодную элегантность. Красно- пурпурный цвет власти соответствовал имиджу княгини Монако, но какой цвет выразит скрытую печаль в глазах Бар Рефаели или Кейт Мосс? Я делал эскизы, разбирал варианты, но за профессиональными вопросами всегда смутным фантомом присутствовал вопрос совершенно другой – что общего между этими женщинами? И – опять в профессиональном плане – что объединяет эти портреты? Да, создана композиция, пластика поверхности, декоративность – но это всё ещё просто пять портретов. Я старался выявить индивидуальность, а что объединяет их? Да, единые пластически, композиционно, но о чём эти портреты?

Почти завершённые работы я не раз выстраивал в ряд, всматривался в лица этих девушек, в выражение их глаз. Когда картины стоят полукругом и ты видишь их все сразу, возникает необычное чувство: ты ли смотришь на них или они со всех сторон смотрят на тебя? Да, они смотрят на зрителя, лукаво, печально, или испытующе. Чем объединить пять портретов? Не визуально, а смыслом. Я спрашивал людей, мнение которых уважаю, и однажды беседовал со своей дочерью Василисой. Я рассказал какие есть варианты, и среди них – фраза, которая читается на всех портретах. Одно или два слова на каждой работе, но прочесть целиком можно только когда все стоят в ряд. Фраза, но какая? Василиса думала секунду. Я помню это мгновенье – мы стоим в центре полукруга больших полутораметровых лиц, они смотрят не отрываясь, сквозь бемоли и диезы Моцарта пытливый взгляд Киры Найтли, улыбка Грейс Келли… И слова Василисы – «Что ты знаешь об этом?» Да! Проницательность некоторых женщин меня всегда изумляла – как моей мамы, так и моей дочери. Всё встало на место. Путь женщины… Что ты знаешь об этом? - этот вопрос у них в глазах. Какой путь прошла каждая из них, чтобы стать кем она стала, чтобы заказывали её портрет? Через что пришлось им пройти? Ничто не показано, но всё предсказуемо. Любовь или подлость, упорство или случайность? Деньги или безденежье, постель с тем, кого любишь или с кем вынуждена, одиночество или нежность? У всех цель счастье, но насколько различен путь. Что чувствует женщина, чтобы стать такой? Что ты знаешь об этом?

 

ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ ОБ ЭТОМ?_автор Борис Лаврентьев

Итак, ставки сделаны, господа!) Слева направо: Кейт Мосс, вопросительным взглядом и словом What... она начинает фразу, далее - автор, одет по-лёгкому, т.к. четыре софита по киловату нагоняют балийскую жару), далее - Бар Рефаели, виден только синий фон), далее - лилово-синяя Кира Найтли, у неё слово ...know..., четвёртая - Грейс Келли, тёмненькое у самого края справа - герб Монако. Партитуры разные, в соответствии с имиджем девушек - и Гершвин, и Шопен, и Моцарт. Жаль Марии Шараповой сейчас нет - её портрет четвёртый, наверное, теннис отвлёк) Если все пять портретов поставить в указанном порядке, то, читая по одному слову на каждом, можно прочесть всю фразу полностью - "Что ты знаешь об этом?"