"ВЗЯТИЕ БАСТИЛИИ"
2001-2002, холст, масло, золотая фольга, 165х180 см.

ВЗЯТИЕ БАСТИЛИИ_автор Борис Лаврентьев

Первая работа серии «ЕВРОПА - ПОСЛЕДНИЕ 300 ЛЕТ»

ВОПРОС: Композиция разделена на две равные части. Следуя афоризму «Все сущее есть знак» —это слева, золото — это до взятия Бастилии, а справа — после?
ОТВЕТ: Слишком умозрительная трактовка — это же не геральдика — угол вверх значит одно, угол вниз — другое и т. д.. Была пословица — «Сорок королей создали Францию», была курица в каждом крестьянском горшке, как говорил Генрих IV, было Фонтенбло. Носили бархатные береты, «вызывали» — «Я Вас вызываю, сударь» — помните? В прекрасном климате — большое, красивое государство. При Людовике XIV оттузили пол-Европы, построили Версаль. Центр мира из ренессансной Италии переместился в Париж. И вот — революция. Почему?
ВОПРОС: Действительно, почему? Вы нарисовали идеальную картину...
ОТВЕТ: Представляете как выглядел мир, земной шар по положению на 14 июля, ночь взятия Бастилии?
ВОПРОС: Это 1789, кажется?
ОТВЕТ: Смотрите — Штаты, США (нынешняя Римская Империя) — еще в детском возрасте, еще в индейцев играют, в бизонов. Латинская Америка - колония: солнце, редкие города, пустые улицы. Африка - эти еще с костью в носу, с луками голые бегают. Китай сам в себе, ослаблен. Япония закуклилась, как шелкопряд, чуть шевелится. Юго-Восточная Азия, эти «азиатские тигры» — их еще нет, до них лет двести: испанский губернатор дремлет в шезлонге, курит манильскую сигару, а азиаты вокруг в набедренных повязках… Но во всем этом пальмово — солнечном мире есть Европа. Она уже давно, она БЫЛА, она ЕСТЬ, и она имеет всю эту публику, весь мир — индейцев, азиатов, всех. В Европе хорошо — улицы выложены камнем, кофейни с пузырчатыми стеклами… И лучшая страна в Европе — Франция. Германия раздроблена,в Италии чума, турки уже в Австрии… Мой пращур там, кстати, хоругвью, т. е. полком командовал, когда мы их под Веной разбили. Итак, в мире есть Европа, в Европе — Франция. И — Париж, Версаль. Все сходится в одну точку. Отовсюду — из Боливии, которой еще нет, из Камбоджи, которой уже нет, — в Европу, Францию. Версаль. Двор Его Величества. Его Величества наивного гедониста Людовика XVI. Здесь. В Версале, Трианоне. За чашкой шоколада. В белых париках с буклями. Отражаясь в зеркальных стенах салона. Хороший фарфор. Декольте. Шелковая обивка кресел, манеры. «Вечером маскарад, фейерверк, Вы слышали?» — «Послать эскадру, корпус? — О нет, ноты будет достаточно… — Да, Государь, вполне» — «Нам подражают, весь мир подражает — кто понимает, конечно».
ВОПРОС: Так почему же тогда — взятие Бастилии?
ОТВЕТ: Парадокс в том, что все были недовольны. Кризис - Его величеству в Версале не хватало денег. Юная красавица-королева ни о Франции, ни о будущем вообще не думала, разве что о развелечениях. Церковь и дворяне владели всем, а налогов не платили, давил многолетний государственный долг, нечем было платить офицерам, поставщикам  — и что было делать Его Величеству? Отобрать у крестьянина последний стакан с кислым вином?
ВОПРОС: Так уж и последний? В цветущей Франции?
ОТВЕТ: Летом был неурожай, а зимой такие морозы, что вымерзли почти все виноградники. Можете представить Францию с черными виноградными полями?
ВОПРОС: Но черных виноградников все таки мало, чтобы пойти на штурм Бастилии?
ОТВЕТ: Конечно - идея! «Идея справедливости — самая жестокая и самая цепкая из всех идей, овладевавших когда-либо человеческим мозгом. Когда она вселяется в сердца и мутит взгляд человека, то люди начинают убивать друг друга.» — это Максимилиан Волошин написал через двести лет после Бастилии … Мечта - о справедливости, царстве разума.
ВОПРОС: Это, следовательно, и есть золотая половина картины, а черная — это Франция перед революцией, сухие виноградники…
ОТВЕТ: Не надо трактовать так формально, скорее ассоциативно.Cмотрите дальше. «Сентябрьские убийцы во время Французской революции, убивая заключенных в тюрьмах аристократов, верили, что они совершают таинство священного очищения нации. 2 сентября во дворе Аббеи, когда уже лежали груды трупов один на другом, произошло движение среди присутствующих, потому что кто-то сказал: «Надо пустить детей посмотреть».
Революция повторяла слова Христа: «Пустите ко мне малых сих». - «Да, да, верно!» — раздавались голоса, и каждый посторонился, чтобы дать место ребенку.Чем человек чувствительнее и честнее, тем кризис идеи справедливости сказывается в нем с большой силой и нетерпимостью. Робеспьер, Марат, Сен-Жюст по своему существу сентиментальны и чувствительны. Робеспьер, когда еще до революции был судьей в городе Аррасе, предпочел отказаться от должности , чем скрепить своей подписью представленный ему смертельный приговор.»
ВОПРОС: Но в результате -толпа с факелами, оружием...
ОТВЕТ: Это же не марсиане, это и есть народ. Выражаясь современным языком -налогоплательщики, электорат...
ВОПРОС: Но гильотина, "национальная бритва"...
ОТВЕТ: Народ, если его довести — зверь. Причем любой народ — французы, американцы или русские. И есть ли альтернатива Бастилии? Что ждать - когда король поумнеет? А если он никогда не поумнеет?
ВОПРОС: А всё-же - нравится вам революция, как говорят поэты - её пафос, стихия?
Ответ: «Нравится» летним вечером проплыть в бассейне, а потом выпить мартини со льдом. А вот «нравится» или «не нравится» революция ... Это реальность.
ВОПРОС: Но Бастилия — все же тюрьма.
ОТВЕТ: Нет, это символ. Знаете сколько «узников» там обнаружили?
ВОПРОС: ?
ОТВЕТ: Семь. Их было весемь — еще маркиз Де Сад. За несколько дней до 14 июля его перевезли — через самодельный рупор он кричал в бойницу — «Спасите! Здесь убивают патриотов!». В Шеронтоне, в сумасшедшем доме, он потом ставил эротические спектакли.
ВОПРОС: Он пропустил не менее интересное зрелище.
ОТВЕТ: Да. «Штурм» начался в час дня, а около пяти трусливый Делоне уже сдался: гарнизон главной цитадели столицы — 83 инвалида.
ВОПРОС: Делоне — это коммендант?
ОТВЕТ: Бывший — через двадцать минут мальчик-поворёнок отрезал ему голову и её носили на пике...
ВОПРОС: Все так просто, и жестоко. Но не понятно, на чем же тогда держалась королевская власть?
ОТВЕТ: Может быть на иллюзии пословицы, что «сорок королей создали Францию», а может быть на тех границах, которые люди сами ставят себе в своем сознании...
В Версале был солнечный вечер, депутаты заседали в Зале Малых Забав. Когда из Парижа прискакал курьер, Ее Величество пила шоколад. В небе разорвалась ракета, еще одна — ах, фейерверк! На синем небе красные, белые, желтые… Пальба. Это не фейерверк… Что-то другое... А король, ложась спать, записал в своем дневнике: «14 июля. Ничего». Его разбудили позже.
ВОПРОС: Так что же в картине черное с серым и что золотое с красным?
ОТВЕТ: Переверните картину, все поменяется местами...